Условия

Организация  режима пребывания и жизнедеятельности воспитанников в МКДОУ д/с «Нарн»

 

 Ежедневная организация жизни и деятельности детей

Режим работы детского сада установлен Учредителем, исходя из потребности семьи и возможностей бюджетного финансирования детского сада, и является следующим:

-рабочая неделя – пятидневная;

-длительность работы детского сада – 12 часов;

-ежедневный график работы детского сада с 7.30 до 19.30 часов;

Учебный год в детском саду начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. В летние месяцы проводится оздоровительная работа с детьми.

Ежедневная организация жизни и деятельности детей осуществляется с учетом:

·                    построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

·                    решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятий, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. 

Основные  принципы  построения  режима  дня:

1.                  Режим дня  выполняется  на  протяжении  всего  периода  воспитания  детей  в  дошкольном  учреждении,  сохраняя  последовательность,  постоянство  и  постепенность.

2.                  Соответствие   правильности  построения  режима  дня  возрастным  психофизиологическим  особенностям  дошкольника.  Поэтому  в  ДОУ  для  каждой  возрастной группы определен свой режим  дня.  В  детском  саду  выделяют  следующее  возрастное  деление  детей  по  группам:

1,5-3  года    -  первая  младшая группа

3-4  года      -  вторая  младшая  группа 

4-5 года        -  средняя группа

3.                 Режим  дня является примерным, его можно корректировать с учетом  особенностей работы дошкольного  учреждения, контингента детей, климата региона, времени года, длительности светового  дня.

                                

Режим  дня  детей младшего дошкольного возраста  МКДОУ д/с «Нарн»

 в холодный период года  (сентябрь – май)

Режимные  процессы

1 младшая                   группа

2 младшая               группа

Прием  детей. 

Самостоятельная  деятельность.

 Индивидуальная  работа  с детьми.

 Художественно-речевая, трудовая деятельность

 Подготовка  к утренней  гимнастике

7.30 – 8.30

 

7.30 – 8.30

 

 

 

Утренняя  гимнастика 

       8.30 – 8.35

8.30 – 8.40

Подготовка  к  завтраку. Гигиенические  процедуры.  Совместная  деятельность

8.35 – 8.45

        8.40 – 8.45

Завтрак

8.45 – 9.10

8.45 – 9.05

Игровая  самостоятельная  деятельность.

9.10 – 9.25

          9.05 – 9.25

Подготовка  к занятиям 

9.25 – 9.30

9.25 – 9.30

Занятия  (общая длительность, включая перерывы) 

        9.30 – 10.00

9.30 -10.10

Игровая  самостоятельная  деятельность.

       10.00 – 10.15      

10.10 – 10.20

Подготовка   к прогулке. Одевание. Совместная  деятельность.

10.15 – 10.25

10.20 – 10.30

Прогулка  (наблюдение,  труд, подвижные  игры, игры  сюжетно-ролевого характера,  индивидуальная  работа  с  детьми;

Самостоятельная    деятельность  детей).

10.25 – 11.55

10.30 – 12.00

Возвращение  с   прогулки. Раздевание. Совместная  деятельность

        11.55 – 12.15    

12.00 – 12.15

Подготовка   к  обеду. Гигиенические  процедуры.  Совместная  деятельность

         12.15 – 12.20

12.15 – 12.20

Обед

12.20 – 12.40

        12.20 – 12.40

Подготовка  ко  сну

      12.40 – 12.50

12.40 – 12.45

Дневной  сон

     12.50 – 15.50

12.45 – 15.15

Постепенный  подъём  детей

         15.50 – 16.05

15.15 – 15.25

Воздушная  гимнастика  после  дневного  сна.

16.05 – 16.10

15.25 – 15.30

Культурно-гигиенические навыки  (умывание, одевание, причесывание) Совместная  деятельность

16.10 – 16.20

15.30 – 15.45

Полдник.

16.20 – 16.40

15.45 – 16.00

Игровая   самостоятельная  деятельность  детей

16.40 – 16.50

16.00 – 16.15

Индивидуальная  работа  с детьми, художественно-речевая

деятельность.   

16.50 – 17.00

16.15 – 16.25

Самостоятельная  деятельность  детей.  Вечерняя  прогулка

Беседы  с родителями

17.00 – 19.30

16.25 – 19.30

  

Режим  дня для средней группы:

Режимные  процессы

средняя группа

Прием  детей. 

Игровая  самостоятельная  деятельность.

Индивидуальная  работа  с детьми.  Художественно-речевая, трудовая деятельность

Подготовка  к утренней  гимнастике

7.30 – 8.30

Утренняя  гимнастика                                         

8.30 – 8.40

Подготовка  к  завтраку. Гигиенические  процедуры.  Совместная  деятельность

8.40 – 8.50

Завтрак

8.50 – 9.05

Игровая  самостоятельная  деятельность.

9.05 – 9.10

Подготовка  к занятиям 

9.10 – 9.15

Занятия  (общая длительность, включая перерывы) 

9.15 – 10.05

Игровая  самостоятельная  деятельность.

10.05 – 10.15

Подготовка   к прогулке. Одевание. Совместная  деятельность

10.15 – 10.25

    


 Прогулка  (наблюдение,  труд, подвижные  игры, игры  сюжетно-ролевого  характера,  индивидуальная  работа  с  детьми; Самостоятельная    деятельность  детей).

10.25 – 11.55

Возвращение  с   прогулки. Самостоятельное  раздевание

11.55 – 12.05

Подготовка   к  обеду. Гигиенические  процедуры.  Дежурство.

12.05 – 12.10

Обед .

12.10 – 12.30

Подготовка  ко  сну.

12.30 – 12.40

Дневной  сон.

12.40 – 15.10

Постепенный  подъём  детей.

15.10 – 15.15

Воздушная  гимнастика  после  дневного  сна.

15.15 – 15.25

Полдник.

15.25 – 15.40

Игровая   самостоятельная  деятельность  детей.

     15.40 – 15.55

Индивидуальная  работа  с детьми,  художественно-речевая  деятельность.

15.55 – 16.30

Самостоятельная  деятельность  детей.  Вечерняя  прогулка.

Беседы  с родителями

16.30 – 19.30

 

Режим дня детей МКДОУ д/с «Нарн»        в теплый период года (июнь – август)

 

 

1 младшая группа

2 младшая группа

Средняя группа

Утро  радостных  встреч:

Встреча детей  на участке,  встреча с друзьями  Проявление  заботы  и  внимания  о  них.

 

7.30 -  8.30

7.30 – 8.30

Утренняя  гимнастика  на  свежем  воздухе

 

8.30 – 8.40

8.30 – 8.40

Беседы,  привитие  культурно-гигиенических  навыков,  игровая  деятельность,  художественно-речевая  деятельность

Подготовка  к  завтраку. Завтрак.

 

8.40 – 9.15

8.40 – 9.10

Прогулка

 

9.15 – 11.30

9.10 – 11.30

Возвращение  с   прогулки

 

11.30 – 11.40

11.30 – 11.40

Мытье  ног.  Подготовка   к  обеду.  Обед

 

11.40 – 12.30

11.40 – 12.30

Подготовка  ко  сну.   Сон

 

12.30 – 15.10

12.30 – 15.10

 

Подъём.  Гимнастика  пробуждения.   Гимнастика  после  дневного  сна.

 

15.10 – 15.30

15.10 – 15.30

Полдник.

 

15.30 – 15.50

15.30 – 15.50

Прогулка   (наблюдение,  подвижные  игры, игры  сюжетно-ролевого  характера,  индивидуальная  работа  с  детьми).

  Беседы  с родителями

 

15.50 – 19.30

15.50 – 19.30


При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать индивидуальные особенности детей (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т. д.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим детского сада, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность.

Ежедневное чтение. В режиме дня  целесообразно выделить постоянное время ежедневного чтения детям. Читать следует не только художественную литературу, но и познавательные книги, детские иллюстрированные энциклопедии, рассказы для детей по истории и культуре родной страны и зарубежных стран. Чтение книг и обсуждение прочитанного помогает на примере литературных героев воспитывать в детях социально-нравственные качества, избегая нудных и бесполезных поучений и нотаций.  При этом нельзя превращать чтение в занятие — у ребенка всегда должен быть выбор: слушать или заниматься своими делами.

Задача педагога — сделать процесс чтения увлекательным и интересным для всех детей.

Организация  сна.

Общая  продолжительность  суточного  сна  для детей  дошкольного  возраста  12-12,5 часов,  из  которых  2,0-2,5 часа  отводят  дневному  сну.

При организации сна учитываются следующие правила:

1. В момент подготовки ко сну обстановка должна быть спокойной, шумные игры исключаются за 30 мин до сна.

2. Первыми за обеденный стол садятся дети с ослабленным здоровьем, чтобы затем они первыми ложились в постель.

3. Спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3—5 градусов. 

4. Во время сна детей  присутствие    воспитателя  (или  его  помощника)  в  спальне  обязательно.

5. Не допускается хранение в спальне лекарства и дезинфицирующих растворов.

6. Необходимо правильно разбудить детей; дать возможность 5-10 минут полежать, но не задерживать их в постели

Организация  прогулки.

Ежедневная  продолжительность  прогулки  детей  в  ДОУ  составляет  около  4- 4,5 часов.  Прогулку  организуют  2  раза  в  день:  в  первую  половину  дня – до  обеда  и во  вторую   половину  дня – после  дневного  сна  и  (или)  перед  уходом  детей  домой.  При  температуре  воздуха  ниже  -  15°С  и  скорости  ветра более  7 м/с  продолжительность  прогулки  сокращается.  Прогулка  не  проводится  при  температуре  воздуха  ниже  -  15°С  и  скорости ветра  более  15 м/с  для  детей  до  4  лет,  а  для  детей  5-7  лет  -  при  температуре воздуха  ниже - 20°С  и  скорости  ветра  более  15  м/с.

 

Прогулка  состоит  из  следующих  частей:

·                    наблюдение,

·                    подвижные игры,

·                    труд на участке,

·                    самостоятельную игровую деятельность  детей,

·                    индивидуальную работу с  детьми  по развитию физических качеств.

Один раз в неделю с 3-х летнего возраста с детьми проводят целевые прогулки.

Организация  питания.

В  процессе  организации  питания  решаются  задачи  гигиены  и  правил  питания:

·                    мытье  рук  перед  едой;

·                    класть  пищу  в  рот  небольшими  кусочками  и  хорошо  ее  пережевывать;

·                    рот  и  руки  вытирать  бумажной  салфеткой;

·                    после  окончания  еды  полоскать  рот.

В организации питания,  начиная  со  средней  группы, принимают участие дежурные воспитанники группы. Учитывается и уровень самостоятельности детей. Работа  дежурных сочетается  с работой каждого ребенка: дети сами могут убирать за собой тарелки, а салфетки собирают дежурные.

Организация совместной деятельности

Совместная деятельность – деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.

Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).

Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.

Организация самостоятельной деятельности.

Самостоятельная деятельность:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Организация   образовательной  деятельности (занятий)

Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность занятия не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.

Продолжительность занятия  для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.

 Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на занятие, проводят физкультурные минутки. Перерывы между  образовательной деятельности - не менее 10 минут.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. В середине занятия статического характера проводятся физкультурные минутки.

 

 Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурныеритмику и т.п.

 Организация  предметно-пространственной среды        

  

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

 

Основные требования к организации предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:

• содержательно-насыщенной, развивающей;

• трансформируемой;

• полифункциональной;

• вариативной;

• доступной;

• безопасной;

• здоровьесберегающей;

• эстетически-привлекательной.

Основные принципы организации предметно-пространственной среды

Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста. Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве центров развития могут выступать:

• уголок для сюжетно-ролевых игр;

• уголок ряжения (для театрализованных игр);

• книжный уголок;

• зона для настольно-печатных игр;

• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных   мастеров и т. д.);

• уголок природы (наблюдений за природой);

• спортивный уголок;

• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;

• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;

• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

 

В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей желание ставить и решать игровую задачу.

В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом. Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).

  Оборудование  помещений  соответствует  действующим  СаНПиНам.  Мебель  соответствует  росту  и возрасту  детей,  игрушки – обеспечивают  максимальный  для  данного  возраста развивающий  эффект.