Условия
Организация режима пребывания и жизнедеятельности воспитанников в МКДОУ д/с «Нарн»
Ежедневная организация жизни и деятельности детей
Режим работы детского сада установлен Учредителем, исходя из потребности семьи и возможностей бюджетного финансирования детского сада, и является следующим:
-рабочая неделя – пятидневная;
-длительность работы детского сада – 12 часов;
-ежедневный график работы детского сада с 7.30 до 19.30 часов;
Учебный год в детском саду начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. В летние месяцы проводится оздоровительная работа с детьми.
Ежедневная организация жизни и деятельности детей осуществляется с учетом:
· построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
· решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятий, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Основные принципы построения режима дня:
1. Режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность.
2. Соответствие правильности построения режима дня возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Поэтому в ДОУ для каждой возрастной группы определен свой режим дня. В детском саду выделяют следующее возрастное деление детей по группам:
1,5-3 года - первая младшая группа |
3-4 года - вторая младшая группа |
4-5 года - средняя группа |
3. Режим дня является примерным, его можно корректировать с учетом особенностей работы дошкольного учреждения, контингента детей, климата региона, времени года, длительности светового дня.
Режим дня детей младшего дошкольного возраста МКДОУ д/с «Нарн»
в холодный период года (сентябрь – май)
Режимные процессы |
1 младшая группа |
2 младшая группа |
Прием детей. Самостоятельная деятельность. Индивидуальная работа с детьми. Художественно-речевая, трудовая деятельность Подготовка к утренней гимнастике |
7.30 – 8.30
|
7.30 – 8.30
|
Утренняя гимнастика |
8.30 – 8.35 |
8.30 – 8.40 |
Подготовка к завтраку. Гигиенические процедуры. Совместная деятельность |
8.35 – 8.45 |
8.40 – 8.45 |
Завтрак |
8.45 – 9.10 |
8.45 – 9.05 |
Игровая самостоятельная деятельность. |
9.10 – 9.25 |
9.05 – 9.25 |
Подготовка к занятиям |
9.25 – 9.30 |
9.25 – 9.30 |
Занятия (общая длительность, включая перерывы) |
9.30 – 10.00 |
9.30 -10.10 |
Игровая самостоятельная деятельность. |
10.00 – 10.15 |
10.10 – 10.20 |
Подготовка к прогулке. Одевание. Совместная деятельность. |
10.15 – 10.25 |
10.20 – 10.30 |
Прогулка (наблюдение, труд, подвижные игры, игры сюжетно-ролевого характера, индивидуальная работа с детьми; Самостоятельная деятельность детей). |
10.25 – 11.55 |
10.30 – 12.00 |
Возвращение с прогулки. Раздевание. Совместная деятельность |
11.55 – 12.15 |
12.00 – 12.15 |
Подготовка к обеду. Гигиенические процедуры. Совместная деятельность |
12.15 – 12.20 |
12.15 – 12.20 |
Обед |
12.20 – 12.40 |
12.20 – 12.40 |
Подготовка ко сну |
12.40 – 12.50 |
12.40 – 12.45 |
Дневной сон |
12.50 – 15.50 |
12.45 – 15.15 |
Постепенный подъём детей |
15.50 – 16.05 |
15.15 – 15.25 |
Воздушная гимнастика после дневного сна. |
16.05 – 16.10 |
15.25 – 15.30 |
Культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, причесывание) Совместная деятельность |
16.10 – 16.20 |
15.30 – 15.45 |
Полдник. |
16.20 – 16.40 |
15.45 – 16.00 |
Игровая самостоятельная деятельность детей |
16.40 – 16.50 |
16.00 – 16.15 |
Индивидуальная работа с детьми, художественно-речевая деятельность. |
16.50 – 17.00 |
16.15 – 16.25 |
Самостоятельная деятельность детей. Вечерняя прогулка Беседы с родителями |
17.00 – 19.30 |
16.25 – 19.30 |
Режим дня для средней группы:
Режимные процессы |
средняя группа |
Прием детей. Игровая самостоятельная деятельность. Индивидуальная работа с детьми. Художественно-речевая, трудовая деятельность Подготовка к утренней гимнастике |
7.30 – 8.30 |
Утренняя гимнастика |
8.30 – 8.40 |
Подготовка к завтраку. Гигиенические процедуры. Совместная деятельность |
8.40 – 8.50 |
Завтрак |
8.50 – 9.05 |
Игровая самостоятельная деятельность. |
9.05 – 9.10 |
Подготовка к занятиям |
9.10 – 9.15 |
Занятия (общая длительность, включая перерывы) |
9.15 – 10.05 |
Игровая самостоятельная деятельность. |
10.05 – 10.15 |
Подготовка к прогулке. Одевание. Совместная деятельность |
10.15 – 10.25 |
Прогулка (наблюдение, труд, подвижные игры, игры сюжетно-ролевого характера, индивидуальная работа с детьми; Самостоятельная деятельность детей). |
10.25 – 11.55 |
Возвращение с прогулки. Самостоятельное раздевание |
11.55 – 12.05 |
Подготовка к обеду. Гигиенические процедуры. Дежурство. |
12.05 – 12.10 |
Обед . |
12.10 – 12.30 |
Подготовка ко сну. |
12.30 – 12.40 |
Дневной сон. |
12.40 – 15.10 |
Постепенный подъём детей. |
15.10 – 15.15 |
Воздушная гимнастика после дневного сна. |
15.15 – 15.25 |
Полдник. |
15.25 – 15.40 |
Игровая самостоятельная деятельность детей. |
15.40 – 15.55 |
Индивидуальная работа с детьми, художественно-речевая деятельность. |
15.55 – 16.30 |
Самостоятельная деятельность детей. Вечерняя прогулка. Беседы с родителями |
16.30 – 19.30 |
Режим дня детей МКДОУ д/с «Нарн» в теплый период года (июнь – август)
|
1 младшая группа |
2 младшая группа |
Средняя группа |
Утро радостных встреч: Встреча детей на участке, встреча с друзьями Проявление заботы и внимания о них. |
|
7.30 - 8.30 |
7.30 – 8.30 |
Утренняя гимнастика на свежем воздухе |
|
8.30 – 8.40 |
8.30 – 8.40 |
Беседы, привитие культурно-гигиенических навыков, игровая деятельность, художественно-речевая деятельность Подготовка к завтраку. Завтрак. |
|
8.40 – 9.15 |
8.40 – 9.10 |
Прогулка |
|
9.15 – 11.30 |
9.10 – 11.30 |
Возвращение с прогулки |
|
11.30 – 11.40 |
11.30 – 11.40 |
Мытье ног. Подготовка к обеду. Обед |
|
11.40 – 12.30 |
11.40 – 12.30 |
Подготовка ко сну. Сон |
|
12.30 – 15.10 |
12.30 – 15.10 |
Подъём. Гимнастика пробуждения. Гимнастика после дневного сна. |
|
15.10 – 15.30 |
15.10 – 15.30 |
Полдник. |
|
15.30 – 15.50 |
15.30 – 15.50 |
Прогулка (наблюдение, подвижные игры, игры сюжетно-ролевого характера, индивидуальная работа с детьми). Беседы с родителями |
|
15.50 – 19.30 |
15.50 – 19.30 |
При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать индивидуальные особенности детей (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т. д.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим детского сада, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность.
Ежедневное чтение. В режиме дня целесообразно выделить постоянное время ежедневного чтения детям. Читать следует не только художественную литературу, но и познавательные книги, детские иллюстрированные энциклопедии, рассказы для детей по истории и культуре родной страны и зарубежных стран. Чтение книг и обсуждение прочитанного помогает на примере литературных героев воспитывать в детях социально-нравственные качества, избегая нудных и бесполезных поучений и нотаций. При этом нельзя превращать чтение в занятие — у ребенка всегда должен быть выбор: слушать или заниматься своими делами.
Задача педагога — сделать процесс чтения увлекательным и интересным для всех детей.
Организация сна.
Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12-12,5 часов, из которых 2,0-2,5 часа отводят дневному сну.
При организации сна учитываются следующие правила:
1. В момент подготовки ко сну обстановка должна быть спокойной, шумные игры исключаются за 30 мин до сна.
2. Первыми за обеденный стол садятся дети с ослабленным здоровьем, чтобы затем они первыми ложились в постель.
3. Спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3—5 градусов.
4. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.
5. Не допускается хранение в спальне лекарства и дезинфицирующих растворов.
6. Необходимо правильно разбудить детей; дать возможность 5-10 минут полежать, но не задерживать их в постели
Организация прогулки.
Ежедневная продолжительность прогулки детей в ДОУ составляет около 4- 4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна и (или) перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже - 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже - 15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет - при температуре воздуха ниже - 20°С и скорости ветра более 15 м/с.
Прогулка состоит из следующих частей:
· наблюдение,
· подвижные игры,
· труд на участке,
· самостоятельную игровую деятельность детей,
· индивидуальную работу с детьми по развитию физических качеств.
Один раз в неделю с 3-х летнего возраста с детьми проводят целевые прогулки.
Организация питания.
В процессе организации питания решаются задачи гигиены и правил питания:
· мытье рук перед едой;
· класть пищу в рот небольшими кусочками и хорошо ее пережевывать;
· рот и руки вытирать бумажной салфеткой;
· после окончания еды полоскать рот.
В организации питания, начиная со средней группы, принимают участие дежурные воспитанники группы. Учитывается и уровень самостоятельности детей. Работа дежурных сочетается с работой каждого ребенка: дети сами могут убирать за собой тарелки, а салфетки собирают дежурные.
Организация совместной деятельности
Совместная деятельность – деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.
Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).
Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.
Организация самостоятельной деятельности.
Самостоятельная деятельность:
1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
Организация образовательной деятельности (занятий)
Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность занятия не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.
Продолжительность занятия для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на занятие, проводят физкультурные минутки. Перерывы между образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. В середине занятия статического характера проводятся физкультурные минутки.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурныеритмику и т.п.
Организация предметно-пространственной среды
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Основные требования к организации предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
• содержательно-насыщенной, развивающей;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной;
• здоровьесберегающей;
• эстетически-привлекательной.
Основные принципы организации предметно-пространственной среды
Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста. Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве центров развития могут выступать:
• уголок для сюжетно-ролевых игр;
• уголок ряжения (для театрализованных игр);
• книжный уголок;
• зона для настольно-печатных игр;
• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
• уголок природы (наблюдений за природой);
• спортивный уголок;
• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей желание ставить и решать игровую задачу.
В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом. Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).
Оборудование помещений соответствует действующим СаНПиНам. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки – обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.